Не словом, а делом // Александр Потехин – о Российском движении школьников

Катерина Абрамова
Не словом, а делом // Александр Потехин – о Российском движении школьников
Александр Потехин на круглом столе в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций, 2015 год. Фото: jf.spbu.ru
Директор «ТАСС Северо-Запад», а в прошлом – председатель Ленинградского городского пионерского штаба, секретарь областного комитета комсомола Александр Потехин поделился размышлениями об идеальной модели Российского движения школьников.

Оторваться от школьной скамьи

Если будущее Движения будет жёстко привязано к школе – оно превратится в один из ее атрибутов, и не будет нести необходимого воспитательного заряда. Я говорю уверенно, потому что в своё время был и председателем Ленинградского городского пионерского штаба, и секретарём комитета комсомола ВУЗа, и секретарем областного комитета ВЛКСМ. Самые интересные и живые формы работы со школьниками и студентами появлялись там, где ребят отрывали от учебной скамьи, где собирался коллектив, отличный от привычного класса или группы. В пионерской организации таковыми были районные и городские пионерские штабы, лагеря актива от «Артека» и «Орлёнка» до нашего «Зеркального», кружки Домов пионеров. В вузах – стройотряды, оперативные отряды дружинников, студенческие научные общества, КВН и студенческие клубы. Идеальная система, на мой взгляд, могла бы опираться на опыт Антона Макаренко, которого не часто вспоминают у нас, но чтут на Западе и считают величайшим педагогом. Из безнадежного человеческого мусора он делал людей с твердыми нравственными убеждениями, верой, мечтой и активной жизненной позицией.


Не словом, а делом

Воспитание невозможно проводить «изо рта в ухо». Сколько бы я не говорил, что ты должен быть хорошим, максимум, чего я добьюсь – быстро тебе надоем. Если я помещаю тебя в ситуацию, когда ты начинаешь заниматься реальным делом_ и поощряю за результат, ты воспитываешься быстрее и лучше, чем от лекций о патриотизме. Если ты входишь в поисковый отряд, который находит погибших воинов и при помощи взрослых осуществляет их перезахоронение, то это действует гораздо сильнее, чем рассказы о героизме советских солдат, которых юное поколение воспринимает, увы, порой как героев войны 1812 года – как далёкие исторические мифы.


Патриотизма у нас хватает

Зато очень не хватает того, чтобы отдельно взятый человек ставил общественные интересы выше, чем интересы собственные. Мы так стремительно кинулись в западный образ жизни, радостно восприняли идею, что индивидуальная свобода – это самое главное, что совершенно утратили коллективизм, присущий и России, и СССР. А сейчас, в мобилизационный период развития страны, нам нужно прежде всего воспитывать коллективистов. Они воспитываются в коллективе – группе людей, которые объединены совместной работой по достижению важной и нужной цели. Если старшеклассники ехали в лагеря труда и отдыха, которые были когда-то (а сейчас и детский труд-то запрещён), они знали, что им нужно закончить мелиорацию вот этого поля всем вместе. Если это команда КВН – вместе сделать весёлое представление, чтобы победить. Мне представляется, что нужно территориальное закрепление молодежных и детских коллективов, а не ведомственное, по вузам и школам. Должна чувствоваться связь поколений, поэтому коллективы должны быть разновозрастные, как в скаутских отрядах и послереволюционных пионерских (пионеры тогда были закреплены по месту жительства или месту работы родителей). Нужно, чтобы младшие ребята получали позитивный опыт старших, а старшие – важнейший опыт заботы и любви, опекунства в лучшем смысле этого слова.


Как не ошибиться

Если всё же Движение будет строиться в жесткой привязке к школе, необходимо категорически избежать самой главной ошибки – стопроцентного членства детей в этой организации. Когда в классе нет не-пионеров, главный лозунг «Пионер – значит первый» полностью теряет свой смысл. Надо добиваться того, чтобы в школе существовал реальный актив, в нем было меньшинство, но это меньшинство жило такой интересной, демонстративно захватывающей жизнью, чтобы у других возникало стремление к ним присоединиться. И для этого было бы неплохо предусмотреть ступени роста. У нас такие были в Ленинградском городском пионерском штабе. Самые юные, которых делегировали к нам из районов, назывались «орлятами». На общем собрании наиболее успешных из них принимали в «бойцы», а самые опытные приносили присягу и становились «гвардейцами» штаба. И даже у них была еще одна ступень – те, кто хотел продолжить педагогическую работу уже в вузе, мог решением ребят заслужить звание «гайдаровца» – человека, который посвятил себя детям. Это говорит о том, что в разновозрастном коллективе, объединенном серьезной общей работой, необходимо стимулировать ребят не только наградами, но и, что важно, возможностью преодолевать формализованные ступени, причем продвижение по ним должно обеспечиваться решением всего коллектива – это заставляет бороться за лидерские позиции.

-
+

  • MixFight или 5 правил по борьбе с сессией 30 января 2013  Полина Устинова Дорогой дневник, ты думал, что сессия - это такой забег на долгую дистанцию с высунутым языком, неровным дыханием и огромными мешками под глазами? Ты был прав!
    [img_preview]
  • За кадром фантастического сериала 26 августа 2013  Марианна Белократова [img_preview]
    В конце июля в Санкт-Петербурге начались съемки мини-сериала "Тариф на прошлое". Это история про человека, который получил возможность вернуться в прошлое и изменить его. Однако настоящее меняется в худшую сторону и путешествие приходится повторить. Корреспондент "Пяти углов" провёл на съёмочной площадке два дня. 
  • Паруса зарделись над Невой 24 июня 2013  Светлана Шестакова [img_preview]Санкт-Петербург, Дворовая площадь, 23.00.
    - Ур-гант, Ур-гант, Ур-гант, - скандирует толпа выпускников, которым уже не терпится поскорее увидеть главного ведущего «Алых Парусов». Начинается церемония открытия: на сцену выходит молодая девушка с красивыми оголенными ногами.
    - Блин, ребята, это не Ургант, отвечаю, - пошутил озорной голос, и компания школьников залилась звонким хохотом.  

Теги записи:
Последний раз редактировалась пользователем Катерина Абрамова 12.01.2016 14:41:16. Всего редактировалось 1 раз